Текущие проекты

Конкурентоспособный преподаватель для цифровой экономики

Актуальность исследования «Конкурентоспособный преподаватель для цифровой экономики» определена тем, что глобальный рост цифровизации всех сфер экономической деятельности ускоряет трансформацию и сферы образования, требуя быстрой «пересборки» навыков профессиональной деятельности преподавателей вузов и школ, адаптации системы образования к запросам цифровой экономики и цифрового общества. Глобальные изменения, связанные с внедрением цифровых технологий в образование, предъявляют принципиально новые требования к роли преподавателя, в том числе связанные с готовностью работать в условиях неопределенности, изменчивости и необходимости непрерывного саморазвития.

Цель исследования - определение структуры, содержания и условий научно-методологического обеспечения формирования и развития конкурентоспособного преподавателя высшей школы и сферы общего образования для цифровой экономики, способного эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность с учетом глобальных вызовов и рисков.

Исследование основано на
1) анализе отечественной и зарубежной академической литературы по проблеме (2,4 тыс. источников);
2) анализе данных официальных интернет-ресурсов образовательных организаций (408 школ, ГАОУ ВО МГПУ);
3) анализе нормативных правовых документов, регламентирующих сферу общего и высшего образования.

Исследование проведено при поддержке Российского научного фонда.

Исследование проводилось с помощью технологии веб-скрейпинга. С сайтов и информационных страниц образовательных организаций общего и высшего образования были собраны данные о преподавателях школ и вуза (сведения о должности, квалификационной категории, об образовании, о дополнительном профессиональном образовании, о преподаваемых дисциплинах, стаже работы). Далее была осуществлена подготовка данных к статистической обработке и их отбор согласно выборке исследования. В выборку исследования вошли более 12800 преподавателей школ и более 1000 преподавателей университета. На следующем этапе анализа была составлена структура иерархии нормативных правовых документов муниципального, регионального и федерального уровней (НПА), регламентирующих деятельность в сфере общего и высшего образования. В представленном перечне НПА были определены основные регламенты, требования, условия и набор характеристик, определяющих конкурентоспособность преподавателя общего и высшего образования. В результате реализации проекта был определен следующий набор компетенций конкурентоспособного преподавателя (способности, навыки, умения, качества): коммуникативная компетенция, адаптивность, цифровые компетенции, обучаемость, педагогические (академические) компетенции, организационно-управленческие компетенции, научные компетенции, критическое мышление, способность к инициативе и предпринимательству, креативное мышление, социальные и гражданские компетенции, эмоциональный интеллект, правовые компетенции. Были определены 11 факторов, которые влияют на конкурентоспособность преподавателя.

Результаты исследования представлены на научных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней.

Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться по ссылкам:
- https://www.mgpu.ru/event/seminar-konkurentnosposobnyj-pedagog-i-tsifrovaya-ekonomika/
- https://www.mgpu.ru/o-konkurentnosposobnosti-pedagogov-podvodim-itogi-seminara/
- https://www.youtube.com/watch?v=4wg2uGXG5aM

Результаты исследования опубликованы в научных рецензируемых изданиях и представлены в разделе коллективной монографии:
https://almavest.ru/ru/archive/4043/5534
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49778123
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59999630
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56745926
Текущие