Актуальность исследования «Конкурентоспособный преподаватель для цифровой экономики» определена тем, что глобальный рост цифровизации всех сфер экономической деятельности ускоряет трансформацию и сферы образования, требуя быстрой «пересборки» навыков профессиональной деятельности преподавателей вузов и школ, адаптации системы образования к запросам цифровой экономики и цифрового общества. Глобальные изменения, связанные с внедрением цифровых технологий в образование, предъявляют принципиально новые требования к роли преподавателя, в том числе связанные с готовностью работать в условиях неопределенности, изменчивости и необходимости непрерывного саморазвития.
Цель исследования - определение структуры, содержания и условий научно-методологического обеспечения формирования и развития конкурентоспособного преподавателя высшей школы и сферы общего образования для цифровой экономики, способного эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность с учетом глобальных вызовов и рисков.
Исследование основано на 1) анализе отечественной и зарубежной академической литературы по проблеме (2,4 тыс. источников); 2) анализе данных официальных интернет-ресурсов образовательных организаций (408 школ, ГАОУ ВО МГПУ); 3) анализе нормативных правовых документов, регламентирующих сферу общего и высшего образования.
Исследование проведено при поддержке Российского научного фонда.
Исследование проводилось с помощью технологии веб-скрейпинга. С сайтов и информационных страниц образовательных организаций общего и высшего образования были собраны данные о преподавателях школ и вуза (сведения о должности, квалификационной категории, об образовании, о дополнительном профессиональном образовании, о преподаваемых дисциплинах, стаже работы). Далее была осуществлена подготовка данных к статистической обработке и их отбор согласно выборке исследования. В выборку исследования вошли более 12800 преподавателей школ и более 1000 преподавателей университета. На следующем этапе анализа была составлена структура иерархии нормативных правовых документов муниципального, регионального и федерального уровней (НПА), регламентирующих деятельность в сфере общего и высшего образования. В представленном перечне НПА были определены основные регламенты, требования, условия и набор характеристик, определяющих конкурентоспособность преподавателя общего и высшего образования. В результате реализации проекта был определен следующий набор компетенций конкурентоспособного преподавателя (способности, навыки, умения, качества): коммуникативная компетенция, адаптивность, цифровые компетенции, обучаемость, педагогические (академические) компетенции, организационно-управленческие компетенции, научные компетенции, критическое мышление, способность к инициативе и предпринимательству, креативное мышление, социальные и гражданские компетенции, эмоциональный интеллект, правовые компетенции. Были определены 11 факторов, которые влияют на конкурентоспособность преподавателя.
Результаты исследования представлены на научных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней.