Текущие проекты

Развитие альтернативного образования в крупнейших городах РФ

Международное образовательное сообщество работает над поиском инновационных и устойчивых решений проблем планеты (глобальное потепление, неравенство, социальные разногласия, экстремизм, растущая неопределенность, сложность и нестабильность мира). Источник вдохновения в этом поиске – разнообразие альтернативных образовательных философий и практик. Их изучение рассматривается как действенный механизм для переосмысления и создания долгосрочных решений для преодоления кризиса школьной системы образования, а значит решения проблем планеты.

Наличие гибких способов обучения, а также признание, сертификация и аккредитация знаний, навыков и компетенций, приобретенных в неформальном и информальном обучении в Ичхонской декларации и рамочной программе действий ЮНЕСКО определяется как механизм достижения цели 4 в области устойчивого развития мира до 2030 года «обеспечение все охватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

В России с 90-х годов XX века альтернативные школы рассматриваются как движители обновления образования, своеобразный экспериментальный полигон, источник педагогических инноваций.

Цель исследования – охарактеризовать развитие альтернативного образования в крупнейших городах России. Для анализа использована информация с сайтов 665 частных образовательных проектов, из которых 322 из г. Москвы, 183 – г. Санкт-Петербурга, 57 – г. Екатеринбурга, по 51 – г. Новосибирска и г. Казань. Методы исследования: глубинное интервью с руководителями школ, фокус-группы с экспертами, анализ данных федеральной государственной статистики

Исследование ведется при поддержке РНФ (проект № 23-28-00159, https://rscf.ru/project/23-28-00159) в сотрудничестве с Ассоциацией семейных и неформальных школ России, Союзом просветителей и просветительских организаций “Лига образования”.

Результаты исследования представлены в статьях:

  • Большой город как предпосылка развития альтернативного образования https://www.elibrary.ru/item.asp?id=58907376
  • Сравнительный анализ развития альтернативного образования в крупнейших городах РФ https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54044395
  • Альтернативное школьное образование: подходы к определению понятия https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56745933
  • Стратегии руководителей альтернативных образовательных организаций крупнейших городов России https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54687440
  • Альтернативное образование в мегаполисах России (статья принята к публикации в журнал “Перспективы науки и образования, scopus)

Обсуждение результатов исследования прошло на форуме Актуального образования МГИМО в апреле 2024 г. https://vogazeta.ru/articles/2024/5/2/Semejnoe_obrazovanie/24917-drugie_shkoly_nadezhdy_i_perspektivi
Текущие