Международное образовательное сообщество работает над поиском инновационных и устойчивых решений проблем планеты (глобальное потепление, неравенство, социальные разногласия, экстремизм, растущая неопределенность, сложность и нестабильность мира). Источник вдохновения в этом поиске – разнообразие альтернативных образовательных философий и практик. Их изучение рассматривается как действенный механизм для переосмысления и создания долгосрочных решений для преодоления кризиса школьной системы образования, а значит решения проблем планеты.
Наличие гибких способов обучения, а также признание, сертификация и аккредитация знаний, навыков и компетенций, приобретенных в неформальном и информальном обучении в Ичхонской декларации и рамочной программе действий ЮНЕСКО определяется как механизм достижения цели 4 в области устойчивого развития мира до 2030 года «обеспечение все охватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».
В России с 90-х годов XX века альтернативные школы рассматриваются как движители обновления образования, своеобразный экспериментальный полигон, источник педагогических инноваций.
Цель исследования – охарактеризовать развитие альтернативного образования в крупнейших городах России. Для анализа использована информация с сайтов 665 частных образовательных проектов, из которых 322 из г. Москвы, 183 – г. Санкт-Петербурга, 57 – г. Екатеринбурга, по 51 – г. Новосибирска и г. Казань. Методы исследования: глубинное интервью с руководителями школ, фокус-группы с экспертами, анализ данных федеральной государственной статистики
Исследование ведется при поддержке РНФ (проект № 23-28-00159, https://rscf.ru/project/23-28-00159) в сотрудничестве с Ассоциацией семейных и неформальных школ России, Союзом просветителей и просветительских организаций “Лига образования”.