ИССЛЕДОВАНИЕ
Школьное образование в странах Центральной Азии: стратегии развития
Исследование проведено в 2022–2023 гг. Всемирным банком (https://www.worldbank.org/en/home)
В 2022–2023 году Всемирный банк провел масштабное исследование систем образования стран Центральной Азии (Казахстана, Киргизской Республики, Таджикистана и Узбекистана) с целью разработки мер поддержки учителей школ для повышения качества общего образования в регионе.
Исследование было посвящено анализу политик и практик, связанных с деятельностью и обучением школьных учителей, включая следующие вопросы:
  • отбор будущих учителей на педагогические специальности в университеты;
  • качество педагогического образования в педагогических университетах;
  • рекрутмент сотрудников на должность школьных учителей;
  • траектории карьерного роста, доступные школьным учителям;
  • возможности дополнительного профессионального развития учителей.
Ключевые результаты исследования:

1) Страны Центральной Азии инвестируют значительную долю государственного бюджета в сектор образования. Так, в Узбекистане расходы сектора образования составили 25,6 % в 2019 г., в Киргизской Республике – 20 % (2020 г.), в Таджикистане – 17,8 % (2021 г.), в Казахстане – 19,4 % (2022 г.).

2) Несмотря на сравнительно высокие государственные вложения в сектор образования, образовательные результаты школьников остаются низкими. Результаты исследования качества чтения и понимания текста школьниками 4-х классов (PIRLS) в 2021 г. выявили, что в Казахстане и Узбекистане 9,3 % и 30,2 % обучающихся соответственно не обладают базовыми навыками чтения и понимания текстов. Результаты исследования математической и естественнонаучной грамотности и грамотности чтения PISA в Казахстане показали, что 64 % школьников возраста 15 лет не имеют навыков функциональной грамотности, что гораздо выше среднего показателя по странам ОЭСР – 22,6 %. В Киргизской Республике, согласно национальным исследованиям, 64,5 % детей 10 лет имеют дефицит знаний. В Таджикистане школьники учатся в школе 11 лет, при этом получая знания, эквивалентные 7 годам обучения.

3) Учителя являются главным фактором, определяющим качество школьного образования. Ученые и результаты международных исследований подтверждают, что учителя играют ключевую роль в создании эффективного образовательного пространства, способствуют более глубокому пониманию обучающимися изучаемого материала, помогают формировать навыки критического мышления и анализа, поддерживают социо-эмоциональное развитие детей и многое другое. В связи с этим качество учителей в первую очередь определяет уровень образовательных результатов обучающихся.

4) Зарплаты учителей составляют основную часть бюджета сектора образования, в связи с чем качество учителей напрямую определяет эффективность государственных затрат. В Узбекистане заработная плата учителей составляет 58,7 % бюджета сектора образования, в Казахстане – 75 %, в Киргизской Республике – 76 %, в Таджикистане – 57,6 %. При этом, согласно национальным исследованиям, уровень знаний учителей содержания образования остается низким. Так, например, по данным исследования ИКТ-компетенций в Киргизской Республике учителя владеют только 65% материала, которому должны обучать детей.

5) В связи с переходом в странах Центральной Азии на 11-ти и 12-летнюю систему общего образования, государственные расходы на общее образование будут увеличиваться. В Узбекистане длительность обучения будет составлять 11 лет (вместо 9), в Казахстане – 12 лет. Таким образом, вместо усиления кадрового состава школьных учителей, страны Центральной Азии испытывают дефицит кадров: Узбекистан отметил нехватку 5234 учителей, Казахстан – 4100 учителей, Таджикистан – 3539 учителей, Киргизская Республика – 900 учителей (по данным на 2021/2022 гг.). Наиболее сильный дефицит учителей испытывают удаленные сельскохозяйственные регионы.
В связи с вышеперечисленными вызовами правительства стран Центральной Азии активно разрабатывают меры поддержки учителей. Так, в рамках новой стратегии развития Узбекистана на 2022–2026 гг. правительство запланировало поэтапное повышение заработной платы учителей до 1000 $ в месяц; трансформацию системы аттестации и присвоения квалификационных категорий. Правительство Казахстана увеличило заработную плату учителей вдвое в период 2019–2023 гг. В стратегии развития образования Киргизской Республики до 2040 г. запланировано совершенствование содержания программ педагогического образования и дополнительного профессионального образования учителей.

Более подробно с содержанием исследования можно познакомиться по ссылке https://telegra.ph/Central-Asian-Experts-Discuss-Reforms-of-Teacher-Policies-to-Improve-Educational-Outcomes-in-the-Region-09-21