Ключевые результаты исследования:
1) Страны Центральной Азии инвестируют значительную долю государственного бюджета в сектор образования. Так, в Узбекистане расходы сектора образования составили 25,6 % в 2019 г., в Киргизской Республике – 20 % (2020 г.), в Таджикистане – 17,8 % (2021 г.), в Казахстане – 19,4 % (2022 г.).
2) Несмотря на сравнительно высокие государственные вложения в сектор образования, образовательные результаты школьников остаются низкими. Результаты исследования качества чтения и понимания текста школьниками 4-х классов (PIRLS) в 2021 г. выявили, что в Казахстане и Узбекистане 9,3 % и 30,2 % обучающихся соответственно не обладают базовыми навыками чтения и понимания текстов. Результаты исследования математической и естественнонаучной грамотности и грамотности чтения PISA в Казахстане показали, что 64 % школьников возраста 15 лет не имеют навыков функциональной грамотности, что гораздо выше среднего показателя по странам ОЭСР – 22,6 %. В Киргизской Республике, согласно национальным исследованиям, 64,5 % детей 10 лет имеют дефицит знаний. В Таджикистане школьники учатся в школе 11 лет, при этом получая знания, эквивалентные 7 годам обучения.
3) Учителя являются главным фактором, определяющим качество школьного образования. Ученые и результаты международных исследований подтверждают, что учителя играют ключевую роль в создании эффективного образовательного пространства, способствуют более глубокому пониманию обучающимися изучаемого материала, помогают формировать навыки критического мышления и анализа, поддерживают социо-эмоциональное развитие детей и многое другое. В связи с этим качество учителей в первую очередь определяет уровень образовательных результатов обучающихся.
4) Зарплаты учителей составляют основную часть бюджета сектора образования, в связи с чем качество учителей напрямую определяет эффективность государственных затрат. В Узбекистане заработная плата учителей составляет 58,7 % бюджета сектора образования, в Казахстане – 75 %, в Киргизской Республике – 76 %, в Таджикистане – 57,6 %. При этом, согласно национальным исследованиям, уровень знаний учителей содержания образования остается низким. Так, например, по данным исследования ИКТ-компетенций в Киргизской Республике учителя владеют только 65% материала, которому должны обучать детей.
5) В связи с переходом в странах Центральной Азии на 11-ти и 12-летнюю систему общего образования, государственные расходы на общее образование будут увеличиваться. В Узбекистане длительность обучения будет составлять 11 лет (вместо 9), в Казахстане – 12 лет. Таким образом, вместо усиления кадрового состава школьных учителей, страны Центральной Азии испытывают дефицит кадров: Узбекистан отметил нехватку 5234 учителей, Казахстан – 4100 учителей, Таджикистан – 3539 учителей, Киргизская Республика – 900 учителей (по данным на 2021/2022 гг.). Наиболее сильный дефицит учителей испытывают удаленные сельскохозяйственные регионы.