Архив наших исследований

Исследование получения школьного образования в форме семейного образования в большом городе

Актуальность исследования определена ростом количества семей, которые выбирают стратегию обучения своих детей вне государственных образовательных организаций. На развитие данного тренда влияет общемировой кризис школьного образования, урбанистический и технологический факторы, изменение социально-экономических условий семей.
Исследование реализовано совместно с Фондом «Общественное мнение» в 2022 г. Результаты исследования можно посмотреть здесь> >

Исследование проблемы соблюдения прав ребенка на доступность образования в период дистанционного обучения


В 2020 г. обязательное дистанционное обучение школьников кардинально изменило сложившиеся представления об обучении, жизненный уклад семей и привычные нормы жизни. Оно привело всех в «пространство нескончаемого потока информации», оказалось стрессом для всех участников образовательного процесса и, в первую очередь, для семьи. Проблема дистанционного обучения оказалась в большей степени социальной проблемой, чем педагогической.
Исследование реализовано по запросу Уполномоченного по правам человека в г. Москве в 2020-2021 гг. Его результаты могут быть основой для разработки новых подходов к проведению образовательной политики в интересах обеспечения прав детей на получение образования при реализации дистанционного обучения.
В ходе исследования были проведены общественные консультации «Доступность образования в период дистанционного обучения» .
Результаты исследования были представлены на XI Грушинской социологической конференции 19 мая 2021 г. Секция «Школа на «удаленке»: всем ли доступно право на образование?», проводимой ВЦИОМ, на международной научной конференции WERA. Познакомиться с результатами исследования можно здесь>>.

Анализ сценариев уроков МЭШ с применением алгоритмов интеллектуального анализа данных

Цифровая трансформация образования включает применение алгоритмов интеллектуального анализа данных и технологий больших данных к цифровым учебным материалам, хранящимся в учебных репозиториях и системах управления обучением. В ходе исследования были проанализированы 36 644 сценария уроков МЭШ для основной школы. Анализ включал в себя: (а) выявление однотемных сценариев уроков, (б) анализ межпредметных связей, (в) проверку соответствия цифрового содержания сценариев уроков ФГОС. Анализ проводился с использованием специально разработанных цифровых инструментов с алгоритмами интеллектуального анализа данных. Исследование было проведено в 2020-2021 гг. С результатами исследования можно познакомиться в статьях:
Аналитический дайджест исследования >>
Об исследовании на РИА новости >>
Исследование объема и качества домашних заданий на основе больших данных МЭШ

Содержание и формы домашних заданий - дискуссионная проблема мирового уровня. Сегодня нет единого мнения о роли домашних заданий в достижении образовательных результатов. Очевидный факт - школьники перегружены домашними заданиями. Цифровая трансформация обострила проблематику домашних заданий, самоизоляция и переход на дистанционное обучение усилили негативные реакции относительно домашних заданий со стороны родителей. Целью исследования был анализ содержания домашних заданий для отслеживания изменений их роли в учебном процессе школ Москвы в период дистанционного обучения. Исследование основано на данных МЭШ по 18 предметам основного общего образования и было проведено в 2021 г.
С результатами исследования можно познакомиться в статьях:
Информационный дайджест исследования>>
Исследование цифровой активности учителей на основе больших данных МЭШ

Под влиянием цифровой трансформации образования происходит изменение деятельности учителя. Цифровая трансформация школьного образования в городе Москве связана с развитием Московской электронной школы (далее МЭШ). На период 2021 г. с ресурсами и сервисами МЭШ работало более 130 тысяч учителей. Данное исследование было направлено на выяснение изменений, происходящих в деятельности учителей в связи активным использованием в учебном процессе цифровых ресурсов и инструментов МЭШ, изучение цифрового профиля автора сценария уроков в МЭШ.
Исследование было реализовано в 2020-2021 гг. С результатами исследования можно познакомиться в статьях:
Аналитический дайджест исследования >>

Аналитика образовательных данных

В 2019-2020 гг. сотрудники Центра проводили исследования индивидуальных и коллективных портретов участников совместной сетевой деятельности, качества сценариев уроков, причин популярности тем и дидактических единиц Тематического каркаса МЭШ и т.д. Сотрудниками Центра реализовывались исследования образовательных данных МГПУ. Основные результаты представлены в буклете «Аналитика образовательных данных». С результатами отдельных исследований можно познакомиться в статьях:
19 ноября 2021 на базе ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» была организована дискуссионная площадка «Педагогические исследования на основе больших данных». Посмотреть видеозапись >>