ИССЛЕДОВАНИЕ
Будущее высшего образования: университет фронтира
Университет фронтира – субъект и «площадка» развертывания новых направлений науки, технологий, социальных практик, которые расширяют горизонт существования человечества.
Система высшего образования во многом определяет направления и формы развития социума. Многие страны мира активно реализуют программы по трансформации высшего образования и акселерации развития университетов, разрабатывают новые форматы высшего образования и научно-исследовательской работы, основанные на коллаборациях и инновациях.
Российские исследователи высшего образования из Сибирского федерального университета в своей работе «Университет фронтира: на пути к новому поколению институтов развития» предложили концепцию мирового университета нового типа – «университет фронтира».

Университет фронтира отражает особый тип университета-лидера и тип института развития, соответствующий вызовам XXI века. Университет фронтира выступает субъектом и «площадкой» развертывания новых направлений науки, технологий, социальных практик, которые расширяют горизонт существования человечества, создают принципиально новые возможности познания, производства, социальной и персональной жизни. Иными словами, университеты фронтира задают будущее.

В этом контексте следует сказать об истории развития высшего образования в европейской цивилизации, в которой можно выделить несколько ключевых этапов.

В XIII–XVIII столетиях эталоном высшего образования являлась модель британского университета, в первую очередь нацеленная на воспроизводство элит. И сегодня такие старейшие английские университеты мира, как Оксфорд и Кембридж сохраняют свои высокие позиции в международных рейтингах.

В XIX столетии в Германии возник новый тип университета – исследовательский. В отличие от «схоластических» университетов, которые культивировали книжное знание, в исследовательском университете развертывался широкий фронт исследований, в том числе по многочисленным направлениям естественных наук. При этом обучение строилось в первую очередь как вовлечение студента в исследования. В качестве примера модели такого университета можно назвать университет Гумбольдта в Берлине.

В XX столетии лидерами высшего образования стали университеты США, которые собрали в себе лучшие черты британских и германских университетов (ориентация на воспитание элит и на исследования).

Однако в современном мире стремительных изменений становится понятно, что подражание сегодняшним лидерам не обеспечивает сильных позиций в будущем. Уже сегодня проявляются другие аспекты лидерства: университет – «технологический инноватор», университет – двигатель социального развития.
Разные ученые предлагают свои концепции университета нового типа. Так, П. Альтбах, Д. Салми и И.Д. Фрумин сформулировали концепцию университета мирового класса, который характеризуется высокой квалификацией преподавательского состава; выдающимися результатами исследований; качественным преподаванием; большими объемами финансирования из государственных и негосударственных источников; наличием студентов из-за рубежа и очень талантливых студентов; большой долей студентов магистратуры и аспирантов в общей численности учащихся; академической свободой; четко определенной структурой управления, высоким уровнем самостоятельности при принятии управленческих решений; хорошо оснащенными помещениями для обучения, исследовательской деятельности, административной работы и жизни студентов.

Дж. А. Дуглас предлагает концепцию флагманского университета (Flagship University), деятельность которого направлена не только на выработку нового знания и обучение, но и на развитие общества (становление процветающего и более справедливого общества), развитие индивидуального человеческого капитала.
Концепция университета фронтира, предложенная В.С. Ефимовым и А.В. Лаптевой, описывает университет, который действует на переднем крае процессов развития: новых областей знания, новых технологий; общественного развития и развития человека. «Фронтирные» институции могут не быть носителями всех характеристик, совокупность которых обычно и выделяет университет. Они могут не создавать программ продолжительного по времени образования, не присваивать научные степени и не выдавать дипломы об окончании, не иметь пространственно локализованного кампуса и т. д. Однако их особенность в том, что они выступают платформой для развертывания новых направлений науки, технологий, социальных практик, которые расширяют горизонт существования человечества. В таблице представлены отличительные особенности университета фронтира.
Роль «институтов фронтира» могут выполнять университеты, академические институты, фабрики мысли, исследовательские подразделения бизнес-корпораций, национальные и международные коллаборации исследователей и инноваторов.

Специфика университета фронтира определяется его позиционированием, миссией, задачами и предметами деятельности.
1. Позиция лидера: университет создает прецеденты нового – мышления, целей, интеллектуальных практик, которые далее принимаются, распространяются и воспроизводятся другими институтами.
2. Миссия: генерация новых идей, формулирование целей и задач нового типа.
3. Задачи: снятие существующих ограничений мышления; формулирование новых проблем и вызовов; продвижение новых ценностей и целей.
4. Предметы деятельности:
  • «граничные представления и идеи»;
  • фундаментальные научные модели;
  • базовые технологические принципы, которые дают возможность создавать новые кластеры технологий;
  • принципы, протоколы и формы социального взаимодействия;
  • философские идеи и персонализированные образы того, чем и как может быть человек;
  • пилотные проекты, практики – апробация новых идей, моделей, технологических принципов.
Более подробно о концепции университета фронтира, а также о трансформационных процессах в высшем образовании можно узнать из работ авторов:
Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет фронтира: на пути к новому поколению институтов развития. Университетское управление: практика и анализ. 2017. №6 (112). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universitet-frontira-na-puti-k-novomu-pokoleniyu-institutov-razvitiya
Ефимов В.С., Лаптева А.В. Фазовые трансформации и будущее университетов: философско-методологический анализ. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(6):146-158. https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.068