МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глубинные

и экспертные интервью

Вникаем в суть процессов

Глубинное интервью
Глубинное интервью – это неструктурированное личное интервью, в котором квалифицированный интервьюер опрашивает, как правило, одного респондента для определения его основных мнений, установок, мотивов, убеждений по определенной теме.
Продолжительность одного интервью составляет обычно от 30 минут до часа (реже – до 2 часов) и зависит от задач исследования и особенностей самого респондента.
Объем выборки зависит от исследовательских задач и бюджета исследования. Как правило, в рамках одного исследования проводится не менее 20–30 глубинных интервью.
Гайд - это список открытых вопросов, нацеленный на получение информации по всем задачам исследования.
Основным инструментарием глубинного интервью является гайд.
В отличие от опроса, в ходе глубинного интервью интервьюер имеет возможность задавать уточняющие вопросы, менять последовательность вопросов в зависимости от направления хода беседы и поднимаемых информантом тем.
Беседа фиксируется на аудио, в дальнейшем запись подвергается расшифровке. На основе расшифровок интервью пишется аналитический отчет.

Преимущества

Глубинное интервью позволяет:

  • Лучше разобрать­ся в установках, мотивах, паттернах поведения людей и получить более развернутые ответы
  • Изучать довольно сенситивные темы, которые сложно изучить другими методами
  • Изучить труднодостижимых респондентов, например лиц с высокими и сверхвысокими доходами
  • Продуцировать новые смыслы, объяснения, интерпретации
  • Получить более искренние ответы
  • Проверить правильность понимания всех вопросов респондентом
  • Повысить заинтересованность респондента в обсуждаемой теме и сформировать у него серьезное отношение к опросу

Недостатки:

  • Качество и достоверность полученных данных во многом зависят от навыков и квалификации интервьюера
  • Сложность обработки данных глубинного интервью влияет на сроки проведения исследования
  • Относительно высокая стоимость на исследование методом глубинных интервью
Экспертное интервью
Экспертное интервью - метод качественного исследования, одна из разновидностей глубинного интервью; представляет собой беседу интервьюера с компетентным специалистом отрасли (экспертом) по определенной теме.
Экспертное интервью используют для прогнозирования (развития определенной социальной сферы или отрасли), исследования, планирования и решения других задач. Метод экспертных интервью может использоваться для подтверждения существующей гипотезы, которую нельзя подтвердить или опровергнуть путем количественных методов исследования. Экспертные интервью могут выступать также частью разведывательного или качественного исследования, в ходе которого формируются гипотезы для дальнейшей их проверки на количественном этапе исследования (к примеру, в ходе проведения массового опроса респондентов).

Преимущества

Экспертное интервью позволяет:

  • Получить уникальную и актуальную информацию, которой обладает только эксперт в определенной сфере
  • Делать прогнозы для любых ситуаций, даже при отсутствии нужного объема статистической информации или неполной информации
  • Сформулировать гипотезы в отношении решения сложных проблем или для развития того или иного направления деятельности
  • Помочь собрать данные для дополнения результатов проведенного исследования

Недостатки:

  • Сложности с поиском отраслевого специалиста
  • Неспособность эксперта четко формулировать мысли, что приводит к искажению информации
  • Получение субъективной оценки эксперта
  • Отсутствие гарантий достоверности полученной информации, возможное получение неполной информации
Существуют индивидуальные (стандартизированный экспертный опрос, нестандартизированный экспертный опрос, метод «индивидуального блокнота») и групповые методы экспертизы (метод номинальных групп, мозговой штурм, экспертное фокусирование, метод Дельфи и другие).