ЗАРУБЕЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Международное исследование грамотности взрослых: достижения и вызовы
Исследование уровня грамотности взрослых проводилось с 2011 по 2018 гг.
Целевая аудитория исследования – взрослые от 16 до 65 лет.
Участники исследования – 39 стран мира.
В связи с активной цифровизацией всех сфер жизни общества Организация экономического сотрудничества и развития провела исследование уровня грамотности взрослых в 39 странах мира. Исследование было реализовано в рамках международной программы оценки компетенций взрослых (PIAAC) в течение трех циклов с 2011 по 2018 гг.

Целью исследования было измерение компетенций взрослых в возрасте от 16 до 65 лет в трех когнитивных областях, связанных с обработкой информации: грамотность чтения, математическая грамотность и решение задач с помощью ИКТ. Эти навыки являются ключевыми для успешной социализации взрослого человека, включая получение образования, трудоустройство, семейную и общественную жизнь.

Методы исследования
Исследование проводилось в три этапа (цикла):
Цикл 1 – 2011–2012 гг., 166 000 респондентов, 24 страны
Страны участницы: Австралия, Австрия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Нидерланды, Норвегия, Польша, Словакия, Испания, Швеция, США
Со стороны России в исследовании приняли участие все регионы, кроме Москвы и Московской области.
Цикл 2 – 2014–2015 гг., 50 250 респондентов, 9 стран
Страны участницы: Чили, Греция, Индонезия, Израиль, Литва, Новая Зеландия, Сингапур, Словения, Турция.
Цикл 3 – 2017–2018 гг., 6 стран
Страны участницы: Эквадор, Венгрия, Казахстан, Мексика, Перу, США

Размер выборки зависел от страны и варьировался от минимального количества в 4000 человек до максимального – 27 3000 человек. Исследование проводилось на официальном языке/языках каждой из стран-участниц.

Уровень грамотности взрослых оценивался по 500-балльной шкале, где более высокий балл соответствует более продвинутому уровню грамотности. Шкала разделена на 3 сектора: 1 – низкий уровень грамотности, 2 – средний уровень грамотности, 3 – высокий уровень грамотности.


Уровень грамотности чтения и математической грамотности указан в баллах по 500-балльной шкале.
В колонке "Решение задач с помощью ИКТ" указана численность респондентов с уровнем грамотности 2 и 3 в %.
m– страна не принимала участие в этом блоке исследования
Результаты
Результаты исследования показывают значительную разницу в уровне грамотности населения различных стран – в некоторых случаях разница между странами с самым низким уровнем грамотности и странами с самым высоким уровнем составляет 100 баллов.
Доля взрослых с низким уровнем грамотности составляет значительную часть населения каждой из стран-участниц – в среднем 20% взрослых имеют уровень грамотности 1 и ниже. В таких странах, как Эквадор, Мексика, Перу более 50% взрослых имеют уровень грамотности 1 и ниже. Уровень грамотности 1 в секторе «Решение задач с помощью ИКТ» означает, что взрослый может выполнять с помощью компьютера только простые операции, состоящие из минимального количества шагов, например – рассортировать электронную почту в готовые папки. 25% взрослых во всех странах-участницах не имеют или имеют ограниченный доступ к компьютеру или не уверены в своих способностях использовать компьютер.
Результаты исследования показывают большую разницу в уровне грамотности между людьми с высшим образованием и теми, кто закончил только основное общее образование. Особенно эта разница заметна в Венгрии, Перу, США.
Статья основана на материалах исследования Организации экономического сотрудничества и развития The Programme for the International Assessment of Adult Competencies (PIAAC)
https://www.oecd-ilibrary.org/education/skills-matter_1f029d8f-en
В большинстве стран-участниц мужчины более часто используют компетенции, связанные с решением задач с помощью ИКТ, чем женщины, как в повседневной жизни, так и в рабочем контексте. Во всех странах люди в возрасте 55–65 лет реже задействованы в практиках грамотности, чем люди в возрасте 25–54 года.
Взрослые с более высоким уровнем грамотности имеют больше шансов найти хорошую работу и получать более высокую зарплату. В среднем увеличение уровня грамотности на одно стандартное отклонение (57 баллов) соответствует прибавке к зарплате в 7% при условии, что другие социально-демографические характеристики респондентов остаются неизменными.
Результаты исследования также показывают несоответствие между квалификацией и компетенциями работников и требованиями к работе. Так, в среднем 22% респондентов отмечают, что уровень их компетенций выше, чем предъявляемый к их должности. 13% респондентов считают, что уровень их квалификации переоценен, и его недостаточно для выполнения работы.
В целом, во всех странах-участницах высокий уровень грамотности чтения, математической грамотности и способности решать задачи с помощью ИКТ ассоциируются у респондентов с доверием, хорошим здоровьем, активной гражданской позицией.