ИССЛЕДОВАНИЕ
Влияние профессионального развития учителей на успеваемость учеников
Квазиэкспериментальный анализ влияния на успеваемость учащихся на основе данных TIMSS 2003-2019 гг. (источник информации)
Насколько эффективно профессиональное развитие, в котором обычно участвуют учителя?
Исследование на репрезентативных для всех стран OECD данных с 2003 по 2019 годы в рамках Международного исследования математики и естественных наук (TIMSS) обнаружило, что влияние участия в типичной программе повышения квалификации (далее ПК) по математике и естественным наукам на успеваемость учащихся близко к нулю на протяжении всех исследованных циклов TIMSS (2003–2019 гг.) и на обоих уровнях обучения (четвертый и восьмой), а средний эффект незначительно отрицательный.

Рис.1. Оценки эффектов и их 95% доверительные интервалы (стандартные отклонения) для учащихся с разным уровнем успеваемости, четвертый класс, 2003–2019 гг.
При этом негативные эффекты сконцентрированы в группе учащихся с высокой успеваемостью.
Участие в ПК может вызвать негативные последствия, потому что время учителей и школьные ресурсы «отбираются» от основных задач обучения.
При этом ПК может снизить результаты учащихся в течение первого года (когда ПК приводит к потере качественного учебного времени), но окупается позже, хотя и с очень небольшим эффектом.
Учителя могут пренебрегать новыми осваиваемыми методами обучения или использовать их поверхностно, а в неблагоприятных случаях новые методы обучения могут быть вредными в целом или в конкретных контекстах.
Исследования также показывают дифференцированный эффект программ ПК на разные группы учащихся, в частности, показывают, что положительный эффект ПК особенно заметен для учащихся с низкой успеваемостью.
Однако важно смотреть на содержание программ.
Рис.2. Оценки эффектов и их 95% доверительные интервалы (стандартные отклонения) для учащихся с разным уровнем успеваемости, восьмой класс, 2003–2019 гг.
Так учащиеся с низким социально-экономическим статусом получают меньшую пользу от обучения, которое включает в себя сложные задачи и открытое решение проблем, поскольку такие задачи вызывают негативное отношение у слабоуспевающих учащихся. В соответствии с этим выводом исследование крупномасштабной шведской программы ПК показало, что если ПК увеличивает долю времени, отведенного на обучение решению открытых задач, то его положительное влияние на успеваемость учащихся может быть обнаружено только для учащихся со средней и высокой успеваемостью.

Однако данное исследование показало, что негативные эффекты сосредоточены среди учащихся с высокой успеваемостью, что противоречит результатам предыдущих исследований. Одним из объяснений может быть то, что типичная ПК поощряет методы обучения, которые не подходят для учащихся с высокой успеваемостью.

Одной из возможных рекомендаций может быть усиление воздействия типичной ПК за счет соблюдения характеристик программ ПК с продемонстрированным влиянием на успеваемость учащихся.

Однако в настоящее время нет четкого консенсуса в отношении характеристик ПК, которые предсказывают улучшение успеваемости учащихся.

Ученые обсуждают несколько признаков таких ПК, которые могут предсказать улучшение успеваемости учащихся: сотрудничество учителей, индивидуальный коучинг, встречи по поводу трудностей с реализацией конкретных учебных практик и построения отношений со школьниками, а также предоставление учителям конкретных методических материалов.


Подробнее: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0742051X23002305)