ЗАРУБЕЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Школа как хаб социально-эмоционального развития детей. Готовы ли к этому школы?
Исследование проведено в 2019 г.
Целевая аудитория исследования – школьники 10 и 15 лет.
Размер выборки – 3000 учеников на каждую возрастную группу для каждого участвующего города.
В исследовании приняло участие 10 городов различных регионов мира.
Международное исследование определило готовность школ различных стран мира развивать у детей эмоциональный интеллект и социальные компетенции.

В статье представлены ранее не опубликованные результаты одного направлений международного исследования социально-эмоциональных навыков школьников, реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Социально-эмоциональные компетенции сегодня считаются ключевыми для успешной реализации личности в постоянно изменяющемся мире. Эти навыки позволяют человеку распознавать и управлять эмоциями, успешно справляться с конфликтами, решать межличностные проблемы, понимать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, следовать этике, устанавливать и достигать цели. В связи с этим развитие социально-эмоциональных навыков у обучающихся школ входит в основные цели образовательной политики многих стран мира.

В 2015 году ОЭСР начала подготовку к реализации масштабного международного исследования социально-эмоциональных навыков обучающихся школ.
Целями исследования было:
  • предоставить городам и странам, участвующим в исследовании, информацию об уровне развития социально-эмоциональных навыков обучающихся;
  • определить контекстные факторы, которые влияют на развитие социально-эмоциональных навыков обучающихся в локальном контексте;
  • определить более широкий контекст факторов (образовательная политика, культура, социально-экономические условия), которые влияют на развитие данных навыков;
  • выявить взаимосвязь между уровнем развития социально-эмоциональных навыков и образовательными результатами;
  • продемонстрировать, что в результате международного исследования, включающего разнообразные контексты и условия реализации, возможно получить достоверные и надежные сравнительные данные для дальнейшего анализа.
В исследовании приняли участие следующие города: Богота (Колумбия), Манисалес (Колумбия), Тэгу (Южная Корея), Хельсинки (Финляндия), Хьюстон (США), Стамбул (Турция), Оттава (Канада), Синтра (Португалия), Сучжоу (Китай), Москва (Россия).
В этих городах путем случайной выборки было отобрано несколько школ так, что общая численность выборки исследования составила 3000 обучающихся на каждую возрастную группу для каждого участвующего города.
Дополнительно было организовано исследование мнений педагогов и директоров школ в отношении готовности школ реализовывать программы и практики социально-эмоционального обучения.

Результаты исследования показали, что школы уделяют значительное внимание развитию социально-эмоциональных навыков обучающихся:

  • Более 90% школ реализуют практики социально-эмоционального обучения в рамках основной образовательной деятельности, в том числе благодаря отдельному требованию для педагогов уделять внимание развитию социально-эмоциональных навыков детей;
  • Более 85% школ включают социально-эмоциональное обучение в цели или стратегию развития школы;
  • Более 80% школ предоставляют родителям обратную связь об уровне развития социально-эмоциональных навыков их детей;
  • От 60 до 80% школ реализуют конкретные практики по развитию у детей социально-эмоциональных навыков, например, в формате специальных активностей или классов или в рамках внеклассной деятельности.
Степень готовности школ мира реализовывать практики социально-эмоционального обучения
Необходимо отметить значительную разницу между городами в плане преобладания тех или иных практик социально-эмоционального обучения. Так, в Синтре (Португалия) только 30% школ организует специальные занятия или активности по развитию социально-эмоциональных навыков обучающихся, в то время как в Сучжоу (Китай) такие активности реализуются в 83% школ. Специальные классы и активности по развитию социально-эмоционального интеллекта обучающихся также организованы в большинстве (более 70%) школ Тэгу (Южная Корея) и Хельсинки (Финляндия).
Статья основана на материалах Дирекции образования и навыков ОЭСР "Schools as hubs for social and emotional
learning – Are schools and teachers
ready?", 2023 г.
https://www.oecd-ilibrary.org/education/schools-as-hubs-for-social-and-emotional-learning_f6d12db7-en
Результаты опроса мнений педагогов и директоров школ выявляют положительную корреляцию между степенью реализации практик социально-эмоционального обучения в школах и личной эффективностью педагогов, возможностью использовать в работе инновационные подходы, а также качеством образовательной среды.

Результаты исследования также показывают, что большинство школ полагаются именно на учителей как драйверов социально-эмоционального образования детей. В связи с этим учителям необходим набор компетенций, знаний и навыков, который позволит им качественно и эффективно реализовывать практики социально-эмоционального обучения.

Второй раунд международного исследования социально-эмоциональных навыков обучающихся запланирован ОЭСР на осень 2023 г.