ИССЛЕДОВАНИЕ Центра
Сравнительное исследование моделей карьерного роста учителей в странах мира
Исследование проводится с 2022 г.
Объект исследования – модели карьерного роста учителей и руководителей школ
Страны исследования – Япония, Китай, Сингапур
Центр аналитики с 2022 г. проводит исследование моделей карьерного роста учителей и руководителей общеобразовательных учреждений в странах мира.

Учителя являются главными акторами трансформации и развития системы образования. Наличие карьерных перспектив позволяет удерживать талантливые кадры в педагогической профессии, стимулирует учителей развивать актуальные и востребованные навыки, необходимые для эффективной работы в современной образовательной среде и обеспечения высоких образовательных результатов.

Целью данного исследования было проанализировать модели карьерного роста учителей и руководителей общеобразовательных учреждений и выявить лучшие практики систем карьерного роста. В исследование были включены страны, занимающие топовые позиции в международных исследованиях PISA и TIMMS: Япония, Китай, Сингапур.
Теоретическая рамка исследования основана на докладе Организации экономического сотрудничества и развития “Improving School Leadership («Улучшение системы управления школой»), 2008 г., программном документе ЮНЕСКО "Reimagining our Futures Together" («Переосмыслим наше будущее вместе»), 2021 г., докладе Европейской комиссии "Teachers in Europe: Careers, Development and Well-being" («Учителя в Европе: карьера, развитие и благополучие»), 2021 г.

Методология исследования включала обзор литературы, сравнительный анализ, контент-анализ, метод кейс-стади.
Результаты
В результате исследования была разработана типология систем карьерного роста учителей, в частности, были выделены одноуровневые и многоуровневые системы карьерного роста.
В рамках одноуровневых и многоуровневых систем были определены следующие возможные варианты карьерных перемещений:
  • Движение вверх
Переход на должность с большими полномочиями и ответственностью, например, учитель становится директором, директор небольшой школы становится директором более крупной школы.
  • Движение вверх и по диагонали
Становление более компетентным учителем или руководителем. Например, учитель расширяет свои педагогические компетенции, руководитель развивает лидерские качества.
  • Движение в сторону
Переход на другую роль (временную или постоянную) внутри школы. Например, учитель становится координатором специального направления, наставником.
  • Смена контекста
Переход к работе в новом контексте. Например., учитель начинает преподавать другой возрастной группе или переходит из деревенской школы в городскую.
  • Новые уровни системы
Сетевое сотрудничество с локальными, региональными, национальными стейкхолдерами, которое требует более обширных компетенций. Например, учитель становится руководителем региональной инициативы, директор становится советником при министерстве.
  • Совмещение контекстов
Пересечение границ школьного сообщества. Например, учитель получает временное назначение в НКО, начинает заниматься исследовательской деятельностью, переходит в школу из другой профессии; директор возвращается к преподаванию.

Было выявлено, что в изучаемых странах должность учителя приравнивается к должности государственного служащего, в связи с чем имеет высокий социальный статус и обеспечивается заработной платой выше среднего в сравнении с другими профессиями:

Сравнение уровня средней заработной платы учителя и уровня средней заработной платы по стране
Модели карьерного роста учителей и руководителей общеобразовательных учреждений в изученных странах характеризуются возможностью выбора между несколькими карьерными треками:
  1. Преподавание (учитель, наставник);
  2. Руководство (заместитель директора, директор, служащий министерства);
  3. Исследования (ученый, разработчик образовательной политики).
Каждое направление предусматривает развитую структуру карьеры: ступени, классы и подклассы, требующие расширенных компетенций и обязанностей. Продвижение на следующий уровень карьерной лестницы происходит при условии соответствия учителя формальным требованиям, таким как определенное количество лет работы, успешная аттестация на основе системы компетенций или профессиональных стандартов и другие, в зависимости от требований министерства образования конкретной страны.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы относительно лучших практик реализации моделей карьерного роста учителей и руководителей общеобразовательных учреждений:
1. Эффективные модели карьерного роста характеризуются многоуровневостью, где обеспечена дифференциация должностных обязанностей и соответствующее повышение размера заработной платы.
2. Учителя имеют возможность самостоятельно управлять своей карьерой, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты и отслеживать карьерный рост при поддержке наставников и руководителей.
3. Модели карьерного роста привязаны к стандартам компетенций и характеризуются прозрачностью, обеспеченной национальными системами сертификации и оценки.