РезультатыВ результате исследования была разработана типология систем карьерного роста учителей, в частности, были выделены одноуровневые и многоуровневые системы карьерного роста.
В рамках одноуровневых и многоуровневых систем были определены следующие возможные варианты карьерных перемещений:
Переход на должность с большими полномочиями и ответственностью, например, учитель становится директором, директор небольшой школы становится директором более крупной школы.
- Движение вверх и по диагонали
Становление более компетентным учителем или руководителем. Например, учитель расширяет свои педагогические компетенции, руководитель развивает лидерские качества.
Переход на другую роль (временную или постоянную) внутри школы. Например, учитель становится координатором специального направления, наставником.
Переход к работе в новом контексте. Например., учитель начинает преподавать другой возрастной группе или переходит из деревенской школы в городскую.
Сетевое сотрудничество с локальными, региональными, национальными стейкхолдерами, которое требует более обширных компетенций. Например, учитель становится руководителем региональной инициативы, директор становится советником при министерстве.
Пересечение границ школьного сообщества. Например, учитель получает временное назначение в НКО, начинает заниматься исследовательской деятельностью, переходит в школу из другой профессии; директор возвращается к преподаванию.
Было выявлено, что в изучаемых странах должность учителя приравнивается к должности государственного служащего, в связи с чем имеет высокий социальный статус и обеспечивается заработной платой выше среднего в сравнении с другими профессиями: